Сегодня поговорим о так называемой маржинальности (или норме рентабельности) бизнеса.
Маржинальность бизнеса — это размер его способности приносить чистую прибыль на вложенный капитал в год, и измеряется она в процентах. То есть, если на 1 миллион рублей всех вложенных средств бизнес за год принес 200 тысяч рублей чистой прибыли, тогда его норма рентабельности составляет 20% (делим чистую прибыль на размер вложенного капитала).
Это знание необходимо в первую очередь, если Вы собираетесь инвестировать в чужой бизнес. Конечно, оценить бизнес, особенно чужой — это сложная задача, а уж просчитать все риски ведения бизнеса, и что бизнес получит чистую прибыль как и планировалось — вообще практически непосильная, но без примерного расчета хотя бы «на коленке» не обойтись, иначе Вы с вероятностью 99% теряете свои деньги.
Можно оценить не только маржинальность бизнеса, но и маржинальность отдельных его проектов (например, в строительстве можно оценить норму рентабельности постройки объекта недвижимости исходя из стоимости реализации объекта покупателю, размера всех затрать по ведению строительства и его срока). Например, построили за 3 миллиона, продали за 5, а строили 2 года, тогда чистая прибыль будет составлять 5-3=2 миллиона, или 1 миллион в год, делим на затраты (3 миллиона), и получаем норму рентабельности 33,3% в год. Конечно, и здесь есть накладные расходы (например, посторянные расходы бизнеса, не связанные с этим объектом строительства), но мы хотя бы понимаем, интересно ли нам строить этот объект, можно ли взять под него заемные средства и под какой максимальный процент годовых, какие денежные потери будут в случае увеличения срока строительства и т.п.
Так что все просто.