Поиск персонала, а тем паче бизнес-партнеров – это достаточно большая проблема для любого малого бизнеса. Первое, что приходит в голову, когда в бизнесе начинает не хватать собственных рук – это наем на работу знакомых или родственников, так как к ним априори доверие больше, чем к незнакомым людям; к тому же, их не надо искать.
Но здесь есть одна проблема – назовем ее «эмоциональный багаж». Если по-простому: очень сложно (а иногда и невозможно) разделить деловые и личные отношения. Если этого разделения не сделать, то в итоге Вы гарантированно получите ситуацию, когда Ваш друг или родственник станет «родственничком», то есть не будет работать, и при этом будет «педалировать» ваши дружеские или родственные чувства. При этом он еще будет считать, что это Вы его недооцениваете, заставляете его много работать, и при этом мало платите. Вам это надо?
Дело в том, что эффективно разделять деловые и личные отношения далеко не всем и не всегда удается, поэтому лучше даже не пробовать. И не нужно смотреть на опыт других стран: традиции так называемого семейного бизнеса у нас не сохранились в основном из-за коллективизации (проведенной в Советском Союзе в 1930-х годах), и привить их обратно за такой короткий срок капитализма почти нереально.
Так что если коротко – не берите в свой бизнес родственников и друзей. Работать с незнакомыми наемными сотрудниками куда проще. Но если уж наняли – так хотя бы разделите деловые и личные отношения во времени, например: «С 9.00 до 18.00 общаемся с тобой как начальник с подчиненным, в остальное время – как друзья». Авось поможет.