(Длинная преамбула)
Мы учимся всю жизнь: иногда осознанно, но чаще нет, иногда полезному, иногда — нет. Вообще обучение – процесс в нашей жизни постоянный: каким-то вещам мы учимся инстинктивно, каким-то – логически, каким-то – образно, каким-то еще непонятно как. А как мы учимся финансовой грамотности?
Финансам мы учимся, когда происходят какие-то события в нашей жизни:
- Мы заработали первые деньги;
- Мы потратили первые деньги;
- Мы потеряли первые деньги (самый болезненный);
- Мы приумножили деньги, не только первые;
- Нам что-то рассказали или показали про деньги – это и есть основной способ обучению финансовой грамотности.
Как это ни прискорбно, но реально финансовой грамотности нас могут научить только родители или другие старшие родственники, то есть только те, кто реально заинтересован в нашем успехе. Остальные люди и общественные институты в этом по сути участия не принимают, а иногда и вредят. Так же, как глупым человеком в принципе проще управлять, из финансово глупого человека проще выудить его деньги – так зачем кому-то постороннему учить Вас тому, что потом будет мешать ему Вас доить, прямо или косвенно?
(Конец длинной преамбулы)
Отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи: образование интеллектуальное и финансовое почти никак не связаны. Да, человеку одаренному проще понять механизмы функционирования денег, но будет ли он их применять? Это зависит от силы воли, стойкости, терпеливости и многого другого – а этому в университете не научишь. С другой стороны, человеку с тремя классами церковно-приходской школы также можно легко постичь законы работы денег и пользоваться ими (как тому «новому русскому» из анекдота, который «купил бочку бензина за 100 долларов, продал за 300 и на эти 2% живет»). Так что вывод простой: учитесь всему полезному, чему только можете, но и научиться управлению финансами можно всем и в любом возрасте – рекомендуем.